Франц Адамович Клинцевич

627 прыжков, 4 языка, 9-я рота и 24 июня

Главный спикер онлайн-вебинара, проведённого Дискуссионным Клубом #Молодежь в рамках проекта "Мы дома" - ярчайший сенатор - Франц Адамович Клинцевич. Это тот представитель власти, наблюдая за деятельностью которого, наполняешься уверенностью в прочности фундамента российской государственности. Сила Клинцевича выковывалась в армии, в ВДВ, в огне афганской войны.

 «Хамелеон» - одна из секретнейших разведывательных спецгрупп в Афганистане, действующих в 40–й армии. Её бойцы под руководством Франца Клинцевича исходили сотни горных километров, где каждому приходилось носить по 50-60 кг груза на себе. Клинцевич встречался с моджахедами и старейшинами племен, создавал агентурную сеть, участвовал в разработке боевых операций. Молва о капитане Франце, так его там окрестили, ходила по всему Афгану. Только за одну информацию о нем лидер «Исламской партии Афганистана» Гульбеддин Хекматияр назначил премию. Но руководителю спецгруппы удавалось оставаться неуловимым...

После окончания Свердловского высшего военно–политического танко-артиллерийского училища служил в воздушно-десантных войсках, затем учился в Москве в институте военных переводчиков, где постигал язык дари, историю, этнографию и географию Афганистана, а затем оказался в Баграме в должности помощника начальника политотдела 345–го парашютно-десантного полка по спецпропаганде. Мало кто знает, что у Франца Адамовича 627 парашютных прыжков, которые зачастую приходилось выполнять в сложных метеоусловиях. И кстати, кроме афганского языка Клинцевич прекрасно владеет польским, белорусским, и немецким. 

"Мы переодевались в афганскую форму, все наши бойцы носили бороды. А я был молодой, борода у меня особо не росла, и усы были светлые, белорусские. Я их подкрашивал темной краской" - вспоминает Франц Адамович. Для тех, кому интересна тема разведывательных спецгрупп, есть книга писателя и журналиста Григория Андреевца, которая рассказывает документальную историю афганской войны через боевые будни спецгруппы "Хамелион". Она так и называется - «Капитан Франц».

Именно капитан Клинцевич стал прототипом капитана–разведчика, которого играет Алексей Серебряков, в фильме Федора Бондарчука «9 рота». Франц Адамович рассказал, как снимался фильм. Бондарчук сказал: "Я роту убью". Надо чтобы девушки пошли в кино. Если девушки пойдут, за собой поведут мальчиков. Нужно, чтобы на фильм стал популярным. Поэтому художественный вымысел, добавляющий драматизма, необходим. "Мнение военного не всегда совпадает с мнением творческого человека", - справедливо заметил полковник запаса.

На самом деле, рота не погибла, никто ее не забывал. И время событий изменено. В остальном, это история о реальных людях. Фильм служит серьезной патриотической и психологической поддержкой ветеранскому сообществу. А ещё не всем известно, что с высоты 3234, где держала знаменитый бой 9–я разведрота, последним отходил именно капитан Франц.

Франц Адамович является лидером и председателем правления РСВА - Российского Союза ветеранов Афганистана. «Я доволен, что президент пошел навстречу нашему обращению и принял такое решение. Это абсолютно правильно», – сказал Клинцевич, когда ему задали вопрос о решении перенести дату парада Победы в связи с вирусной эпидемией. «Это забота о людях. При массовом скоплении мы рискуем здоровьем участников парада, и прежде всего, здоровьем наших ветеранов. Да и сам парад, тот первый, посвященный победе над гитлеровской Германией, состоялся не 9 мая, а 24 июня 1945 года. Возможно, именно эту дату будет символично выбрать для парада в 2020 году".

В основные задачи РСВА входит разработка органами государственной власти политики, обеспечивающей реализацию ветеранами своих прав и свобод, создание технической базы по производству для инвалидов-ветеранов специальных товаров медицинского и бытового назначения. "Союз" также создаёт военно-патриотические и спортивные клубы, клубы юных десантников, создаёт условия для увековечивания памяти о погибших бойцах в войнах и вооруженных конфликтах.

Текущую ситуацию и карантинные меры Франц Адамович проиллюстрировал весьма необычно. Место дислокации их полка в Афганистане было окружено минными полями для того, чтобы обезопасить полк от внешних врагов. И все, кто находился внутри, конечно, знали о минах. Но были случаи, когда кто-нибудь решал уйти. Что может быть убедительнее, когда один подрывается на поле? Но находились и следующие. Глупо. Так и сейчас, в условиях принятых мер против эпидемии, когда вирус можно сравнить с миной, а возможность заражения - с заминированным полем, находятся такие, кто не хочет соблюдать самоизоляцию, несмотря на то, что предупреждены об опасности. Мало того что сам подорвёшься, ещё и других потянешь за собой, так как вирус очень заразен. Это похоже на радиацию. Когда появилось ядерное оружие и опасность распространения радиации, многие тоже не верили, что она существует, ведь её не видно. Те, кто думает, что вируса нет, и все страны мира намеренно создают неблагоприятные условия для собственной экономики, похожи на людей, которые не могли поверить в опасность радиации. Сейчас самое разумное - это соблюдать карантин.

Известный сенатор так же раскрыл темы, касающиеся национальной идеи, правового нигилизма, гражданской ответственности, молодёжи в политике, военно-технических возможностей России, особенностей работы верхней палаты Парламента и поделился с участниками Дискуссионного Клуба #Молодёжь сокровенными мечтами о будущем.