Лейбович Александр Наумович

Тайны будущих профессий раскрыты!

Нам всем интересно заглянуть в будущее. Как скоро вместо улыбки официанта в знакомом ресторане мы увидим цифровое подмигивание белоснежного андроида? Когда наступит день, где после звонка в клининговую компанию, мы откроем дверь отряду исполнительных роботов? Нужны ли будут юристы широкого профиля? И что делать программисту, чтобы сохранить лидерство на рынке труда?

Дискуссионный клуб #Молодежь провёл онлайн-вебинар с Александром Наумовичем Лейбовичем - выдающимся научным деятелем и ученым, лауреатом Премии Президента Российской Федерации в области образования, генеральным директором Национального агентства развития квалификаций, доктором педагогических наук, профессором и членом-корреспондентом Российской академии образования (РАО). Александр Наумович написал более 150 книг и статей на тему развития системы профессионального образования в России, профессиональных стандартов, независимой оценки квалификаций, сертификации квалификаций в области профессионального образования и информационных технологий.

Рынок труда становится глобальным. Многие профессии одинаково востребованы в разных странах. Но у родины всегда есть преимущество. Уезжать никто не хочет, это вынужденная мера. Однако, профессиональная квалификация у эмигрировавших специалистов теряется, поэтому возвращение домой затрудняется. Уехал врачом - за границей будешь медсестрой, уехал профессором физики - переквалифицируешься в таксиста, инженер станет лаборантом, а вернувшись, уже не сможет работать инженером. Безусловно, есть исключения. С другой стороны, стоит ли бояться того, что молодёжь уезжает учиться за рубеж?

Александр Наумович отмечает, что в России недостаточно бюджетных мест в ведущих вузах. У нас дороже учиться, чем за рубежом. Кроме того, в России не всему можно научиться. Например, в области культуры (режиссура, фотография) у нас слабое образование. "Если люди уезжают учиться, на их образование потратят деньги другие страны. Пусть тратят. Самое главное - это создать условия для возвращения подготовленных специалистов".

Какую квалификацию выбрать, чтобы не остаться без работы через несколько лет? Есть несколько направлений. Одно из них IT. Нужны будут программисты, но не те, которые просто пишут программы (там вообще не требуется высшее образование), а те, кто способен анализировать алгоритмы. Самые перспективные профессии находятся на стыке различных научных областей, например, биоинженерия, биоинформатика. А для таких распространённых специальностей как юрист и экономист, необходима ориентация на узкую сферу - отраслевые вузы. Нужно выбирать ту квалификацию, которую не смогут заменить технологии и роботизация.

А вот при выборе вуза следует ориентироваться, прежде всего, на то, связано ли учебное заведение с работодателем, насколько объемна практика за стенами вуза и есть ли перспектива дальнейшего трудоустройства. У нас в стране есть и будет дефицит среднего звена, нужно среднее образование, колледжи. Там больше уделяют внимание практике.

Было ли в Советском Союзе образование лучше, чем сейчас? Не нужно сравнивать. Тогда, как и сейчас, хорошие учебные заведения давали хорошее образование, плохие - плохое. Но отличие все-таки есть. В Союзе был статус "молодой специалист", была система наставничества. Это утраченная культура. Её нужно возродить. По сути в СССР была восьмигодичная система получения высшего образования (5 лет в вузе и 3 года практики). После распределения на место работы выпускника было запрещено увольнять. Его продолжали учить наставники и давали уже непосредственно практические умения и навыки. Сейчас распределения нет, а получивший диплом выпускник считается готовым специалистом. И здесь мы обнаруживаем столкновение амбиций и реальности.

На самом деле, по-настоящему хороший специалист знает, насколько слабы его знания. Он готов постоянно совершенствоваться, готов к новым знаниям. Диплом не означает, что профессия получена, ей ещё предстоит овладеть в работе, на практике. «Я знаю, что ничего не знаю» - известная фраза Сократа. А точнее: «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю». Получается, что зная о своём незнании, человек знает больше, чем все остальные. Это принцип познавательной скромности, который говорит о перспективности специалиста.

"С гастарбайтерами надо поступать более умно, - говорит Александр Наумович. - Приезжие работники, например, в строительной сфере перенимают опыт у наших специалистов. Получается, что российский бюджет несёт нагрузку за их обучение. Они уезжают подготовленными монтажниками, сварщиками и т.д. Основную нагрузку за обучение трудовых мигрантов должны нести страны исхода".

Запись прямого эфира вебинара на ютуб-канале ДК Молодёжь: https://www.youtube.com/watch?v=7ZEak2iPVLw